просп. Валерия Лобановского, 119, оф.206, Киев, Украина

(050) 836 64 96; (067) 928-68-60 ip@damas.ua Українська Русский

Национальное законодательство — теория

Национальное законодательство, регулирующее отношения, связанные с приобретением права интеллектуальной собственности на торговые марки

Разработка и принятие большинства законодательных актов, регулирующих отношения, связанные с правом интеллектуальной собственности, в том числе правом на торговые марки, приходится на вторую половину ХХ века.

Первые попытки законодательного урегулирования отношений по использованию торговых марок относятся до 1393 года, когда английский король Ричард ІІ принял закон, согласно которому каждый производитель, который производит или продает эль (слабоалкогольный напиток — предшественник пива), обязан вывесить свою торговую марку, иначе эль изымался.

В связи с развитием системы общественных отношений, ростом промышленности и торговли, и, как следствие, увеличением количества производителей и торговцев, а также видов товаров и услуг, возникли вопросы, требовавшие немедленного урегулирования. Например, наличие большого количества похожих торговых марок у различных производителей, или использование чужой торговой марки для повышения престижа своего товара или услуги со временем привели к большому количеству нарушений прав владельцев торговых марок.

Сегодня почти все страны мира имеют свое национальное законодательство, регулирующее отношения, связанные с приобретением права на торговые марки и защитой этого права. Законодательство Украины в сфере интеллектуальной собственности представляет собой целостную совокупность действующих правовых норм и довольно сложную их систему.

Конституцией Украины установлено определенную зависимость между нормативно-правовыми актами, согласно которой акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов, а последние — служить исходной базой для актов меньшей юридической силы.

Основным законодательным актом, устанавливающим общие положения в отношении торговых марок является Гражданский кодекс Украины (далее — ГКУ). В частности, его Книга четвертая «Право интеллектуальной собственности» содержит главу 44 «Право интеллектуальной собственности на торговую марку», в которой содержится определение торговой марки и установлены основные правомочия в отношении торговых марок. Более подробно положения ГКУ, согласно ему, предусмотрено регулировать специальным законом.Отношения по использованию торговых марок в хозяйственной деятельности урегулированы Хозяйственным кодексом Украины.

Положения о защите права интеллектуальной собственности, в том числе на торгове марки, содержатся в Гражданском кодексе Украины Уголовном кодексе Украины, Таможенный кодекс Украины, Гражданском процессуальном кодексе Украины, Хозяйственном процессуальном кодексе Украины, Уголовно-процессуальном кодексе Украины и Кодексе Украины об административных правонарушениях.

Специальным законом в отношении торговых марок является Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», принятый Верховной Радой Украины 15 декабря 1993. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с приобретением и осуществлением права собственности на знаки для товаров и услуг в Украине. К сожалению, до сих пор Закон не приведен в соответствие с ГКУ. Положения касательно торговых марок содержатся также в других специальных законах, в частности в Законе Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров», Законе Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» и Законе Украины «О рекламе».

Кроме того, положения о процедуре приобретения прав на торговые марки содержатся в правилах, выданных на основании Закона, и определяющих механизмы реализации законодательных норм.

Частью национального законодательства являются также нормы международных договоров, к которым присоединилась Украина, в частности нормы Парижской конвенции об охране промышленной собственности, Мадридского соглашения о международной регистрации торговых марок и Протокола к ней, Сингапурского договора о праве на торговые марки.