просп. Валерия Лобановского, 119, оф.206, Киев, Украина

(050) 836 64 96; (067) 928-68-60 ip@damas.ua Українська Русский

Географическое указание

Система охраны географических указаний через их регистрацию

Система охраны географических указаний через их регистрацию была разработана в ответ на осознанную необходимость в предоставлении правовой охраны, в том числе с целью защиты от ложной коммерческой практики использования указания происхождения сельскохозяйственных продуктов, в частности винодельческой продукции. Такая необходимость была вызвана проблемами поставки отдельных продуктов, как это было, например, с некоторыми сортами вин во время нашествия филлоксеры на виноградные плантации Европы в XIX веке.

Первые законодательные акты, предусматривающие регистрацию, касались наименований мест происхождения товаров. В этих актах наименования места происхождения определялось как географическое название страны, района или местности, применяемое для обозначения товара, который происходит из определенной страны, района или местности и качество и особенности которого обусловлены исключительно или главным образом географической средой, включая природные и человеческие факторы. Признание правовой охраны наименования места происхождения обычно базируется на законодательном или административном акте согласно публичному праву, таком, как закон или указ. Этот акт выносится на рассмотрение административной процедуры с привлечением представителей производителей и администрации.

Законодательство об охране географических указаний на основании их регистрации содержит некоторые различия в части объема охраны и применимой процедуры в зависимости от национального законодательства тех стран, которые применяют этот вид охраны. Так охрана зарегистрированных географических указаний зависит от регистрации этого географического указания почти во всех странах, тогда как охрана наименования места происхождения зависит от принятия специального закона или указа. Решение о регистрации географического указания может иметь характер административного решения, например, определение комиссии, а не исполнительного решения, принимаемого например, генеральным инспектором или исполнительным руководителем ведомства, отвечающего за регистрацию географических указаний. Таким образом, правовая охрана географических указаний, в том числе наименований мест происхождения, основывается на акте публичного права (закон, указ, постановление), который выносится на утверждение согласно административной процедуре. Через эту административную процедуру определяются такие важные параметры, как границы района производства и производственные стандарты (спецификации). Эти параметры применяются законом соответственно гражданскому или уголовному праву для определения того, используется то или иное наименование места происхождения или зарегистрировано географическое указание без разрешения или таким образом, который противоречит способу использования, установленному законом.

Общими в таком законодательстве есть нормы, которые устанавливают, что право на зарегистрированные географические указания и наименования мест происхождения не является правом частной собственности, то есть является публичным правом.